История паломничества

История мирового паломничества

С самого начала существования Христовой Церкви, верующие стремились совершить путешествие в места, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, а позже и святых мучеников.

В 325 г. император Константин Великий  издал указ о строительстве христианских храмов в Вифлееме  на месте рождения Спасителя и в Иерусалиме над Гробом Господним. Территорию же Палестины  объявил Святой Землёй. Строятся два храма: в Хевроне, у Мамврийского дуба, и на Масличной горе. Этими событиями и открывается история массового христианского паломничества в Святую Землю.

Само слово паломник происходит от латинского слова palmarius – пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь. Паломнический сезон в Святой Земле начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Многие богомольцы приходили в Палестину на весь этот период.
Самым же главным праздником, притягивавшим в Святую Землю больше всего богомольцев, был и остается праздник Святой Пасхи. Паломники, стремившиеся встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили туда заранее, чтобы провести там и Страстную седмицу. Участники крестного хода в день  праздника Входа Господня в Иерусалим, несли пальмовые ветви. Возвращаясь домой, богомольцы брали их с собой как святыню и свидетельство своего паломничества.

Впоследствии паломниками стали называть и богомольцев, совершавших путешествия и к другим христианским святыням.

Первые христианские путеводители и паломнические воспоминания получили название «итинерарии»  (лат. дорожник)  — описание путешествий по Римской империи с указанием дорог и мест отдыха.

Византийские путеводители и паломнические воспоминания получили название «проскинитарии» (греч. поклонник). В тексте присутствовало обязательное перечисление основных пунктов маршрутов передвижения по странам Библейского региона [1] и святых мест, с указанием расстояний между ними, с описанием их особенностей и с кратким рассказом из евангельской истории об объекте поклонения.

Таким образом, в IV в. маршруты передвижения паломников по святым местам Палестины уже сложились.

(408)

Комментарии закрыты.