История паломничества

Завоевание турками-османами Византийской империи повлияло на всю последующую историю русского паломничества на Православный Восток на несколько столетий вперед. Падение Константинополя в 1453 г. привело к значительным изменениям в истории паломничества. Главные святыни христианского мира оказались на территории и во власти Османской империи. Константинополь, превратившись в Стамбул, утратил статус мирового православного центра. Однако для русских богомольцев Царьград остался святым городом.

Первым из известных нам паломников, посетившим Константинополь после его падения, был иеромонах Варсонофий. Теперь изменилась роль нашего русского богомольца, находящегося уже в центре исламского государства. Он стал, согласно существующим современным  определениям «религиозным туристом».

Султаны Османской империи не посягнули на святыни Афона, и не раз удостоверяли православный статут монастырей Святой Горы, не оказывая им материальной поддержки. Поэтому Афон в тот период сохранил свое значение и остался центром паломничества.

В 15 в. у русского православного народа возникает сознание, что «Москва — Третий Рим», и в пределах Московской Руси находится «самое чистое предание Православия, есть множество святынь, достойных поклонения, а их Отечество стало единственным могучим православным царством…» [4].

И для простого народа стало значимым паломничество к отечественным православным святыням.

Великий князь Иван III Васильевич заложил традицию для русского царствующего дома – большие, на несколько месяцев, паломнические путешествия к отечественным святыням. Подобные богомолья совершались всеми государями из рода Рюриковичей и дома Романовых. Таким образом, появилась многовековая паломническая традиция путешествия к русским святыням по этому маршруту под названием «Золотое кольцо».

(409)

Комментарии закрыты.