История паломничества

В России

Русское православное паломничество ведет свое начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси. Таким образом, русскому паломничеству уже более 1000 лет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Издревле паломничество по святым местам являлось одной из наиболее важных душеспасительных традиций русского народа.»[2].

Путешествия к святыням Отечества и Вселенского Православия всегда воспринимались нашим народом как духовный и физический подвиг. Вот почему прежде, чем отправиться на богомолье паломники долго готовились, а в дорогу их собирали всем миром, т.е. общиной или селом. Собираясь в паломничество, православные христиане обязательно испрашивали благословение на совершение богомолья у священника или даже у епархиального архиерея.

Церковь и народ издревле почитают святую равноапостольную княгиню Ольгу как первую известную русскую паломницу.  Она совершила в 957 г. Визит в Константинополь, .

В середине XI в. паломничество в Константинополь, Иерусалим, Афон и к другим святым местам Вселенского Православия уже не сводилось к единичным фактам.

В первые десятилетия после принятия христианства на Руси не было своих отечественных святынь, поэтому паломничество в этот период в основном могло быть только зарубежным. Однако уже святой равноапостольный великий князь Владимир привез с собой в Киев из Корсуни, святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского, к которым началось паломничество вновь обращенного русского народа.

«Но кроме этих святынь, принесённых к нам из других стран, Промыслу угодно было обрадовать и утешить юную Церковь Русскую открытием святых мощей в её собственных недрах, прославить нетлением её собственных чад. Разумеем мощи равноапостольной княгини Ольги и святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба» [3], — писал митрополит Макарий (Булгаков).

Обретение нетленных мощей святой равноапостольной княгини Ольги во времена князя Владимира было первым сильным духовным потрясением русских людей, свидетельством Божией милости на их земле, поэтому к раке, где покоились святые мощи, стекались паломники со всей Древней Руси.

Мощи святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба были открыты во времена Киевского великого князя Ярослава Мудрого. Достаточно скоро у могилы первых русских страстотерпцев начали происходить чудеса и знамения при стечении большого количества богомольцев.

В домонгольский период на Руси возникли десятки монастырей в основном в крупных городах и вокруг них. Каждый из этих монастырей становился объектом местного паломничества жителей близлежащих городов и селений.

В начале XII в. совершил паломничество к святыням Вселенского Православия выдающийся русский церковный писатель игумен Даниил, родоначальник жанра хождений в древнерусской литературе. Свое паломничество он описал во всемирно известном произведении «Житие и хождение Даниила Русской Земли игумена».

Во второй половине XII в. преподобная Евфросиния Полоцкая совершила паломническое путешествие в Константинополь и Иерусалим.

В житии преподобной Евфросинии упоминается очень важное обстоятельство: во время своего пребывания в Иерусалиме она обитала в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы. Значит, уже тогда в Святой Земле существовала инфраструктура по приему паломников и путешественников, прибывавших из Древней Руси.

В домонгольский период истории Древней Руси был определён правовой статус паломников. Странники, калики и паломники,  люди, работавшие в странноприимных домах и гостиницах, в правовом отношении находились под контролем и защитой Церкви.

Монгольское нашествие на Русь в XIII в. почти на столетие прервало сложившуюся традицию массового паломничества русского народа. Паломничество к святыням Вселенского Православия в тот период реально не могли осуществляться.

В первой половине XIV в. началось возрождение, как зарубежного паломничества к святыням Вселенского Православия, так и внутреннее богомолье в пределах русских княжеств.

Приезд перед походом против Золотой Орды великого князя Димитрия к преподобному Сергию в 1380 г. стал самым известным в отечественной истории паломничеством.

Шесть древнерусских «Хождений», повествующих о поездках русских людей в Константинополь и Иерусалим, датируются периодом между 14-15 вв. и являются важнейшими источниками по истории русского зарубежного православного паломничества. Глазами наших древних соотечественников-паломников мы видим величайшие христианские святыни, многие из которых не дожили до нашего века.

(409)

Комментарии закрыты.