История паломничества

Видимо, масштаб паломничества в то время стал настолько существенным, что отцы Церкви из соображений нравственного свойства выступили против массового увлечения бездуховным паломничеством. Церковь никогда не запрещала и не выступала против древней традиции паломничества христиан в Святую Землю, как, впрочем, и к другим святым местам, но она порицала и возбраняла самочинное паломничество неподготовленных людей, осуществляемое без благословения священства и с сомнительными целями. Т.е. Церковь, была против «туристского» подхода к посещению святых мест Палестины людьми, которые из праздного любопытства или тщеславия приходили в места земной жизни Спасителя.

Приостановление христианского паломничества после завоевания мусульманами  Палестины стало одним из важнейших побудительных мотивов для христиан Европы начать так называемые Крестовые походы за освобождение от мусульман Гроба Господня.

Крестовые походы представляли собой военно-паломнические экспедиции на Ближний Восток, в которых принимали участие люди из самых разных слоёв общества и многих стран Западной Европы. Крестовые походы сформировали новый образ католического воина-паломника, который должен был не только совершить духовный подвиг паломничества, но также стать воином и с мечом в руке воевать с мусульманскими захватчиками Гроба Господня. Войны, названные Крестовыми походами, которых было восемь, тянулись практически целых два столетия: с конца XI до конца XIII века.

В средние века в Европе Великое и малое паломничество церковь стала налагать как епитимью, а с XIII в. и светские суды Западной Европы стали приговаривать к паломничеству убийц, но в XIV и XV вв. они отказались от наложения большого паломничества, ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения – .

На Седьмом Вселенском Соборе отцы постановили различать два понятия: служение – латриа и поклонение – проскинисис. Служение подобает одному лишь Богу. Иконам же подобает поклонение.

Поклонение святым иконам является составной частью богослужебной жизни Православной Церкви. Невозможно отделить поклонение иконам от молитвенной практики православных верующих. Точно так же невозможно отделить поклонение святым местам от церковной жизни.

Святитель Григорий Нисский (+ 394 г.), который сам иногда отговаривал монашествующих от паломничеств из-за возможных соблазнов, встречающихся по пути, тем не менее, дает краткое и богословски четкое определение целей паломничества как «созерцания знаков Божественного человеколюбия». А преподобный Иоанн Дамаскин применительно к иконам  — созерцание «вместилищ Божественной энергии».

Поскольку определение Седьмого Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница в понимании паломничества внутри христианства. Для католиков иконы суть не образы, таинственным образом соединяющие нас с Первообразом, а лишь иллюстрации к Священной истории. Поэтому святые места, согласно духу католического учения – это не места поклонения, а места священных воспоминаний. Католические пилигримы (странники), посещая святые места, лишь воспоминают о тех событиях, которые на них происходили: читают Евангелие или жития святых. Безусловно, католические паломники совершают молитвы в святых местах, а некоторые принимают участие в богослужениях. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Определение  понятия «паломничество»

К сожалению, в настоящее время очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества.

Можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать и на экскурсию (в чем ничего плохого нет).

Паломничество отождествляют с туризмом по чисто внешнему сходству. И паломничество, и туризм связаны с темой путешествия. Туризм и религия совместно используют одно и то же культурное достояние.

Слова паломничество, поклонничество, богомолье просто непонятны многим современным людям, которые ничего не знают о многовековой христианской традиции.

Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничества очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богу в болезни или житейской скорби. Еще чаще к святыням шли болящие, чающие через прикосновение к святыне, исцеления от телесной или душевной немощи.
Паломничество стало неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа.

(409)

Комментарии закрыты.