Семисвечник
В начале 1991 года познакомился я на Епархиальном собрании с молодым священником, которого только что назначили настоятелем такого же разрушенного храма. У нас к тому времени уже была кое-какая утварь, и мы служили в самом храме, хотя восстановление еще только начиналось. Священник пожаловался мне, что у него ничего нет — ни средств, ни кирпича, ни какой-либо церковной утвари. Я понимал, как ему трудно — ведь сам недавно так же начинал с нуля. «Приезжай, может, что-нибудь и найдем тебе». Он приехал на автобусе с приходским советом, и я отдал им два подсвечника, семи- свечник, который был приготовлен для будущего алтаря в приделе святителя Алексия Московского, и кое-что еще. А сам думаю: как же буду Алексиевский придел обустраивать? Да и числится ведь семисвечник в документах. А я его вот так, без всяких расписок, взял и отдал! Молодой священник и его прихожане были в неописуемом восторге, кланялись до земли. И больше я их никогда не видел. Даже названия храма и места, где он расположен, не запомнил.
Проходит лет семь или восемь. Стали мы восстанавливать алтари в приделах святителей Алексия Московского и Николая Чудотворца. Приехал я в магазин «Софрино», чтобы купить все необходимое. Смотрю: самый дешевый семисвечник стоит два миллиона рублей (еще теми деньгами). Если куплю семисвечник – мне не хватит на дарохранительницу, если куплю дарохранительницу — останусь без семисвечни- ка. Стою и не знаю, что делать. Вдруг подходит ко мне молодая женщина: «Батюшка, я вижу, как Вы смотрите на этот семисвечник. Мы с мужем долго молились, чтобы у нас были дети, и вот Господь дал нам девочку Мы решили обязательно пожертвовать на храм, только не знали, как это сделать. Вот, возьмите, пожалуйста»,- и протягивает мне деньги. Ровно два миллиона рублей. У меня на глазах даже слезы навернулись. Вот как вернул святитель Алексий тот семисвечник! «Как мужа Вашего зовут?». В ответе я уже не сомневался: «Алексей».
«Вы не знаете, где мой сын?..»
Постепенно восстанавливался храм, собирался приход, и видно было, как преображались души людей. Да и вся обстановка преображалась. Сейчас, слава Богу, в округе много храмов стало. А раньше был только один наш. И почти все прихожане, и даже некоторые настоятели окрестных храмов вышли из Анискино. Двенадцать священнослужителей были так или иначе связаны с нашим приходом. Про одного из них особенно хочется рассказать.
В 1991-1993 годах ходил в наш храм один мальчик лет четырнадцати. И вдруг он пропал. Приходит заплаканная мать: «Вы не знаете, где мой сын? Уже третий день его нет дома». Через неделю нашли и вернули домой. Оказался в Оптиной пустыни. Через несколько месяцев опять убежал. Через месяц опять нашли. Теперь в Почаеве. И опять вернули домой. В третий раз нашли через год. Ему тогда исполнилось 16 лет, и он был иноком Почаевской Лавры. Так что домой его уже не смогли вернуть.
В 20 лет он окончил Почаевскую духовную семинарию. В 21 год его постригли в монашество и рукоположили в священника. Сейчас он — архимандрит Антоний, наместник Свято-Усекно- венского Лядавского Антониевого пещерного монастыря. Монастырь носит имя своего основателя — преподобного Антония Киево-Печерского, в честь которого и наречен в монашестве бывший Виталик, еще задолго до того, как стал настоятелем этого монастыря.
Монастырь отец Антоний уже почти восстановил. А еще завел большое хозяйство: 100 овец, 5 коров, 25 коз, 10 ульев. Возродил также древнее искусство резьбы по камню. Летом в монастыре работают до ста рабочих.
Вот вам и беглец. Когда в душе человека разгорается огонь любви к Богу, к молитве — никто и ничто не могут его погасить. Тогда все препятствия преодолеваются радостно и легко. И труд служения Богу приносит прекрасные плоды.
Папа Янис
Прошло какое-то время, и стала появляться в храме молодежь. Стали приходить семьями, венчались, рожали и крестили детей. Дети стали подрастать, и возникла идея создания православной гимназии. Примерно в это же время я совершал паломничество на Святую гору Афон, удел Царицы Небесной, и посетил скит Праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы. В этом скиту находится чудотворная икона Праведной Анны, перед которой молятся о даровании детей. Уже через год многие привозят сюда свидетельство богодарованного плода молитвы — фотографию новорожденного. У иконы лежит внушительная стопка таких фотографий.
В келлии, расположенной немного ниже скита, живет замечательный старец, папа Янис, который благословляет приходящих к нему рожать детей. По-гречески «священник» звучит как «па- пас». Этим и объясняется обращение к старцу- священнику: «папа». Я спросил папу Яниса: «Будут ли у меня еще дети?» А мне тогда было уже 49 лет. «Будут, будут. Пять… Нет, десять… Даже еще больше». Я тогда, грешным делом, подумал: чудит старец, не может такого быть! Проходит 5-6 лет. Мы уже создали гимназию, в которой учились тогда около 50-ти учащихся (сейчас их — уже больше ста). Кому-то приходит в голову мысль — подсчитать, сколько родилось у нас за это время детей. Подсчитали и с удивлением обнаружили, что за эти годы в нашем приходе родилось уже 18 детей. Так исполнилось пророчество папы Яниса. Ведь его благословение — это благословение Самой Божией Матери. Недаром наш храм посвящен Ее Рождеству!
«Тогда я стал им все объяснять…»
На этом месте еще 20 лет назад был почти полностью разрушенный, оскверненный храм. И вот он восстает, воскресает в муках второго рождения. Но восстановление храма — это только видимый знак возрождения духовной жизни нашего народа, воскресения душ людских. По- тому что, если бы не было этого возрождения душ — не было бы и возрождения храмов. А возрождение душ — это следствие возрождения церковной жизни и, прежде всего — возобновления богослужения и совершения Таинств.
В 70-80-х годах прошлого столетия, как предвестники будущего церковного возрождения, стали появляться в немногочисленных тогда храмах Москвы молодые люди. Врачи, учителя, инженеры, художники, музыканты. Узок был круг этих людей — все друг друга знали. Сейчас почти все мы — священнослужители, настоятели восстановленных храмов.
И вот в то время я, видя вновь приходящих в храм людей, обратил внимание на то, что многие приходят, но, не поняв, что к чему и зачем это все — уходят и больше в храм не возвращаются. Когда я стал настоятелем разрушенного храма и увидел разруху в душах людских, я стал объяснять тогда еще горсточке прихожан — зачем нужны церковные Таинства и почему только в них приходит к нам Христос Бог, освящая нас и соединяя с Собой. И что зло иногда через нас действует в мире — когда мы идем «крестовым походом» против зла в общественной жизни, а не начинаем с себя, очищая покаянием, смирением и терпением свою душу. А для этого надо наполнить открывающиеся повсюду храмы нашей любовью к Богу и ближнему — и Господь Сам все устроит к вящей славе Своей в наших душах и в окружающем нас мире.
Постепенно лица просветлялись, люди все чаще стали посещать богослужения и причащаться Святых Божественных Тайн. И, наконец, одна пожилая женщина сказала: «Спасибо Вам, отец Сергий — теперь мы все понимаем».
Сотни людей, когда-то первый раз робко переступивших порог храма, обрели здесь радость общения с Богом. И им уже не надо ничего объяснять. Они твердо знают, что единственно верный компас в бурном житейском море — это церковная жизнь, жизнь с Богом в Его Церкви. Жизнь ради Бога и ближнего. Жизнь с Воскресшим и Воскрешающим. Это та жизнь, которой они живут радостно и сознательно. И уже не хотят и не могут отойти.
Иного пути не дано нам.
Отбросим пустые слова
И жизнь проживем по канонам
Божественного Естества.
Воистину Воскресе!
«Христос Воскресе — и жизнь жительствует!»
(свт. Иоанн Златоуст)
На Святой Афонской горе я познакомился с одним удивительным монахом. Он родился в Австралии, в ирландской протестантской семье. Когда ему было 5 лет, он ехал с дедушкой на машине и увидел большой, из красного кирпича, русский православный храм. Он попросил дедушку остановиться: «Я хочу туда». Подошли — храм закрыт. «Подними меня». Заглянул в окошко и сказал пророческие слова: «Вот сейчас я здесь, вне, а вырасту — буду там, внутри».
Прошло время, он вырос и до поры до времени забыл об этом событии. Его друг собирал фамильный фарфор королевских семей со всего мира, часто показывал свою коллекцию и рассказывал об истории каждой династии. Рассказ о семье последнего русского Императора поразил. «Уже тогда я подумал, почему все другие умерли своей смертью, а вот семью русского Царя — убили. Почему? Потом понял: потому что они были православные». С тех пор он стал иногда заходить в Православную церковь. Попросил разрешения у своего пресвитера побывать на Пасху у католиков и у православных, тот разрешил. Пришел к католикам и ничего особенного не почувствовал. Пришел в русский храм и, когда услышал громогласное: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»,- понял, что только здесь, в Православной церкви, воистину Воскрес Христос.
Ликуйте, грады, веси
Господь из Гроба встал.
Поют:«Христос Воскресе»
Апостольи уста.
И он перешел в Православие, приехал на Афон, стал монахом в русском скиту святого пророка Божия Илии. И понял, что Христос Воскрес не только тогда, на Пасху, в православном храме. Не только каждый год воскресает на Пасху в Православной Церкви. Но каждое мгновение нашей жизни, здесь и сейчас, и всегда, воскресает Христос, чтобы воскресить нас!
Сегодня на Востоке
Взошла Его заря.
Все ссоры и упреки
На свете были зря.
Но без Церкви, без Ее Таинств, ни воскресение, ни преображение и исцеление падшего человеческого естества, ни обожение, к которому неосознанно стремится душа каждого из нас,- невозможны. Потому что только в Таинствах Церкви мы можем Духом Святым усвоить себе Богочеловека Христа Воскресшего, исцеляющего, преображающего и воскрешающего нас.
Сегодня всепрощенъе
Нам воссияло вновь
Из ада отпущенье
И вечная любовь.
По-гречески «Христос воскресе» — «Христос анэсти», что значит «Христос восстал». И когда вспоминается та зима 90-го года, несколько старушек, ветер, холод, снег и груда развалин, я понимаю, что это был видимый знак нашей тогдашней духовной разрухи. А сейчас — восстают храмы и воскресают души. Христос творит наше ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Он нас всех восставляет и воскрешает. За эти 20 лет мы стали чище и лучше. Хотя и хватает еще немощей, грехов и страстей.
Сегодня в пире веры
Участвуем и мы –
Стряхнем с себя химеры
Неверия и тьмы!
И когда мы, движимые верою, надеждою и любовию, приходим в наши воскресшие храмы и приступаем к Таинствам, тогда Свет Христов просвещает всех нас и, несмотря ни на что, совершается ВОСКРЕСЕНИЕ наших душ. И ему нет и не будет конца.
Протоиерей Сергий Казаков
Настоятель Богородицерождественского храма
(471)