Огласительная беседа

Для этого в Раю Богом были насажены два особых древа — Древо Жизни и Древо познания добра и зла. Вкушая от Древа Жизни, человек получал вечную жизнь. А вкушение от Древа Познания Добра и Зла человеку пока было воспрещено. Пока он не познал до конца добро и не усовершился в любви. И тогда зло его уже не смогло бы победить.
Это было предупреждение первому человеку, чтобы он мог в послушании Богу избежать смерти. Также мы предупреждаем маленького ребенка: «Вон там — большая яма, не бегай туда, разобьешься. Не лезь в воду — утонешь. Не суй ручку в огонь — сгоришь». Но у ребенка мы свободу отбираем – мы за ним следим. А первому человеку, также, как и нам, взрослым, была дана полная свобода. Но первые люди любили Бога, общались с ним в любви так же, как ребенок общается с любящими его взрослыми, и даже не помышляли нарушить Заповедь-предупреждение.
И все так бы и было – мы все люди жили бы вечной жизнью с Богом, если бы не демон — бывший самый высший ангел, из гордости захотевший стать богом и ставший отверженным духом, демоном, которому было попущено испытывать свободу человека. Демон позавидовал человеку, потому что человек может стать богом, а демон уже не может, хотя страстно желает. И демон решил соблазнить человека и погубить. Он внушил первым людям: вы не умрете, если вкусите от Древа познания добра и зла, а вы станете как боги, знающие добро и зло. Попытаться познать добро и зло и стать богом – невозможно. Бог знает добро и зло, потому что Он – Бог. Но человек поверил диаволу, вкусил от Древа познания добра и зла и стал считать себя богом.
Не отнимая дарованной человеку свободы, Бог старается спасти его от этой страшной власти и постепенно подводит его к покаянию. Покаяние в точном переводе означает «изменение ума». Ум — самое главное в человеке, то, что направляет всю его жизнь. Если бы Адам покаялся, попросил у Бога прощения, то Бог, несомненно, простил, и человек продолжил бы свое восхождение вместе со всем миром к Богу, к вечной блаженной жизни. А человек уже не хочет и даже не может покаяться, измениться, он считает, что уже достиг того, для чего создан, он считает себя богом.
Поэтому на вопрос: «не нарушил ли ты Мою заповедь, ведущую к смерти, не вкусил ли ты от Древа познания добра и зла?» — Адам дерзко отвечает: «А это не я, это жена, которую Ты мне дал». Мол, Ты дал – Ты и виноват. А я уже — как Ты. Бог Адаму уже не нужен. Таким образом, была потеряна связь человека с Богом. Само слово «религия» по одному из толкований означает: «ре» — «вновь», «лига» — «связь», то есть «возврат связи человека с Богом», потерянной в Раю.
И вот теперь согрешивший, отпавший от Бога, человек, оставаясь в Раю, может протянуть свою руку к Древу Жизни и в состоянии отпадения от Бога и подверженности греху, диаволу и смерти станет жить вечно. И тогда уже невозможно будет его, а через него и весь мир, привести к вечной блаженной жизни. Чтобы этого не произошло, Бог изгоняет первых людей из Рая, но дает им первое обетование, первое Евангелие — Благую Весть о спасении от власти греха, диавола и смерти. «В твоем потомстве, — сказал Бог Еве, — восстанет Тот, Кто поразит в главу змия» (ср. Быт. 3:15), с тех пор уязвляющего человека жалом греха и смерти. Это было обетование о Христе Спасителе.
Человек изгнан из Рая, Земля проклята из-за грехопадения человека. Адам и Ева в Раю все имели без труда, а теперь (как и все человечество) с трудом получают пропитание от Земли. Они плачут, хотят вернуться в Рай, помнят обетование Божие о рождении в их потомстве Избавителя. И, наконец, рождается у них первый сын. Ева называет его Каин, что значит «человек от Бога». Но ничего не происходит. Когда рождается второй сын, Ева называет его Авель, что значит «дуновение». Она грустит, что пребывание в Раю было как дуновение, мимолетное мгновение. И они видят страшные последствия своего греха – гордости – первый сын из гордости убивает второго, чтобы все принадлежало только ему, чтобы Бог призирал только на него, все давал только ему. Но перед совершением первого убийства на Земле, после того, как диавол вложил гордый помысл в ум Каина, Бог сказал Каину, а в лице его и всем нам: «У дверей (твоего сердца) грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Но, конечно, Каин не послушал Бога, а послушал (как еще в Раю его отец Адам) диавола и убил Авеля.
И вот теперь мы все пожинаем плоды того, что человек поверил диаволу: вошли в жизнь человека страсти (которые всех нас теперь мучают), подверженность внушениям демонским, постепенное тление, вместо вечной жизни с душой и телом, и смерть, которой Бог не создавал, но которую сам человек свободно выбрал. Появилось неудержимое стремление к злу, к греху, и человек стал находиться под властью греха и — как следствие — под властью диавола и смерти.
Произошли три страшные последствия грехопадения.
Во-первых – ГОРДОСТЬ. Давайте вспомним себя. Мы все страшно гордимся, считаем себя лучше других, а от этого осуждаем, обманываем и совершаем множество других грехов. Гордость – корень всех грехов. Но самое главное – считая себя лучше других, мы уподобляемся лукавому духу и уже не можем выйти из-под его власти, обуреваясь лукавыми помыслами.
Во-вторых – ПОСТОЯННЫЕ ПОМЫСЛЫ ЛУКАВОГО, КОТОРЫМИ ОН ПОСТОЯННО НАС МЫСЛЕННО БОМБАРДИРУЕТ. Как первый человек поверил диаволу и поступил по его внушению, так теперь мы все ПОСТОЯННО ПОДВЕРГАЕМСЯ ШКВАЛУ РАЗЛИЧНЫХ ГРЕХОВНЫХ ПОМЫСЛОВ: «Иди своруй, ты же лучше других, тебе больше всех надо! Иди соблуди — тебе же надо для здоровья! Иди напейся – ты же устал, тебе же надо расслабиться!» и так далее. И человек, думая, что это его собственные свободные мысли, так и поступает – СОВЕРШАЕТ ГРЕХ И ПОПАДАЕТ ВО ВЛАСТЬ ГРЕХА, ДИАВОЛА И СМЕРТИ.
И в-третьих – ПОЯВИЛАСЬ ВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ – ВРЕМЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.Первые люди жили около тысячи лет. Это было следствием того, что они в лице Адама и Евы вкушали от Древа жизни И ПОЛУЧАЛИ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ. Родоначальник всего человечества Адам жил 930 лет. Родоначальник послепотопного человечества Ной жил 950 лет. А уже за тысячу лет до Рождества Христова, три тысячи лет назад, пророк Давид говорит: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро» (Пс. 89:10). Как у нас сейчас.
По свидетельству людей, переживших кому и вернувшихся к временной жизни, после разделения души с телом человек все так же видит и слышит, ощущает свою личность, и начинается уже вечная жизнь, где, в отличие от временной жизни, ничего нельзя изменить. Святые Отцы нашей Церкви сравнивали жизнь человека с пращой и камнем, который раскручивается в этой праще. Как раскрутишь во временной жизни, так и полетит после разделения души с телом.
А во время Второго Пришествия Христова, которое, судя по нашей современной жизни, может быть уже не за горами, все тела, к тому времени усопших людей, ВОССТАНУТ В НОВОМ ВИДЕ, СОЕДИНЯТСЯ С ДУШАМИ, И БУДЕТ У ВСЕХ НАС ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ С ДУШОЮ И ТЕЛОМ. Но какая это будет жизнь – зависит от того, как мы живем во временной жизни – с Богом и с созданной им Церковью, или как хотим, считая себя свободными («что хочу, то и ворочу»), а на самом деле, поступая по помыслам лукавого и находясь под властью греха, диавола и смерти.
И вот, наконец, 2000 лет назад, исполнилось обетование о спасении человека. Господь Иисус Христос, Сын Божий, соединил свое Божество с человечеством, преобразил, исцелил, освятил, воскресил, в эту вечную и блаженную жизнь в Боге, в Царство Небесное, вознес и даровал нам Церковь с ее Таинствами, в которых теперь Сам приходит к нам, освобождает нас от власти греха, диавола и смерти в Таинстве Покаяния (которое мы сейчас с вами совершаем) и начинает жить в человеке, соединяясь с ним Своими Телом и Кровию под видом хлеба и вина в Таинстве Причащения или Евхаристии, что значит «благодарение».
К этим Таинствам надо приступать как можно чаще, в среднем один раз в 2–3 недели, или хотя бы один раз в месяц. И тогда Сам Господь будет жить в нас, освящая, просвещая и исцеляя всякого человека. Подготовка к Таинству Причащения включает в себя: Таинство Исповеди (Покаяния), покаянные молитвы, которые называются «Последование ко Святому Причащению» и пост. Если человек причащается не реже, чем один раз в месяц, и нет общего поста, — достаточно попоститься один день накануне Причащения. Последование ко Святому Причащению надо прочитать накануне или рано утром в день Причастия. Также необходимо читать «Утренние молитвы» и «Молитвы на сон грядущим». Ежедневное чтение этих молитв — основа духовной жизни с Богом в Его Церкви, призывание благословения Божия на весь день и на всю ночь, стéны против невидимого врага. Один раз пропустил — весь день или всю ночь этот персонаж заставляет творить свою злую волю человека, хочет этого человек или не хочет, знает или не знает.
Человеку Бог дал свободу, но дал и Заповеди, и Свой глас в душе — совесть. Поэтому, если человек, считая себя свободным, начинает поступать не по Заповедям и совести, а по помыслам, внушаемым лукавым, то человек теряет свободу и становится рабом греха и невидимого духа. Все простит Господь. Нет такого греха, который Он бы не простил. Любой грех, какой бы великий и тяжкий он ни был, любое количество грехов человека, сколько бы их ни было, даже грехи всех людей всего мира — все это – мельчайшая капелька в океане Божьего милосердия. Не простит Бог только некающихся. Прекрасно знает об этом соблазнивший первых людей нечистый дух, который опять же всяческими помыслами старается не допустить человека до Исповеди и оставить в своей власти. Грех разъедает душу человека как кислота разъедает тело. Поэтому нельзя допускать, чтобы душа превратилась в одну сплошную греховную рану. Если идешь по скользкой дороге, поскользнулся и упал, то не лежишь в грязи, встаешь, чистишься и идешь дальше. Опять поскользнулся и упал, опять встаешь, чистишься и идешь дальше. Поэтому и надо как можно чаще исповедоваться. Упал в грех — встаешь покаянием. Опять упал — опять встаешь покаянием. И так — всю жизнь. Пока не научишься в постоянном покаянии и исповедании идти за Христом в надежде Воскресения.
В Таинстве Крещения умирает ветхий человек и возрождается новый, сходит на человека Дух Святой, человек присоединяется к Церкви и может приступать к самым главным Таинствам Покаяния (Исповеди) и Причащения.
В Таинстве Покаяния Бог освобождает человека от власти греха и диавола, а в Таинстве Причащения дает Самого Себя человеку – Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина и начинает Сам жить в человеке, подавая ему Силу, Свет и начало вечной жизни уже здесь и сейчас.
Живя в лоне Церкви и постоянно исповедуясь и причащаясь, человек становится другим, настоящим, человеком Божиим.
Но как только человек примет помысл диавольский и совершит грех – человек отвергается от Бога, от Церкви и соединяется греховными связями с церковью сатаны – с сатаной и с другими людьми, которых держит сатана в свое власти, опутанными как сетями греховными связями. Но сатана – это бывший ангел, он – тварь, он сотворен Богом, поэтому он не знает ни будущего, ни мыслей наших. Он только внушает греховный помысл и ждет – сотворим мы по этому помыслу грех и попадем в его власть, или нет.
Избавиться от этой власти сатаны можно только одним путем – приступить к Таинству Покаяния (Исповеди), где священник данною ему Богом властию «прощает и разрешает» человека от всех грехов. То есть разрубает, уничтожает все греховные сети диавольские и «примиряет и соединяет» человека с Церковью Христовой. И человек опять может жить одной жизнью с Богом, причащаясь под видом хлеба и вина Святых Христовых Таин Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

(666)

Комментарии закрыты.