Гора Фавор

Христианская церковь почитает гору Фавор как место Преображения Спасителя.

Гора Фавор 2

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:2-9).

В Евангелии не указано название горы, однако Предание издревле указывает на гору Фавор: Фавор самая высокая гора в нижней Галилее, до Кесарии Филипповой в евангельские времена было как раз шести дней пути.

Первый православный храм построен здесь в VI веке1, в VII веке на Фаворе было уже три храма: во имя Спасителя, святого пророка Елисея и святого Илии2, — и был устроен монастырь, в XI-XII  веках крестоносцы также воздвигли свои монастыри на этом святом месте. По постановлению Пятого Вселенского Собора здесь была образована епископия и архиерей находился на этом месте даже в период мусульманского нашествия. Но в XIII веке христиане были изгнаны с этого места турками, и3 здесь была отстроена  арабская крепость. После XIII века вершина горы стала необитаемой.   Однако богомольцы по-прежнему поднимались на гору, чтобы встретить здесь праздник Преображения, и совершали богослужения среди развалин церквей.

Игумен Даниил был первым русским паломником, который оставил письменные воспоминания о посещении горы Фавор: «Фаворская гора чудно, дивно, несказанно и красиво уродилась у Бога. Она красиво и величественно посреди красивой равнины стоит, как круглый стог. Она красивее всех других гор. Выше всех окрестных гор Фаворская гора, уединенна от других гор, и стоит посреди равнины очень красиво, как умело сделанный стог, круглый и очень высокий, великий окружностью.»4

«На самом верху горы, к северо-востоку, есть место высокое, как горка каменная, небольшая, островерхая. На этом месте произошло Преображение Христа. Здесь создана церковь во имя Преображения, а другая церковь — во имя святых пророков Моисея и Ильи — создана подальше, на север от Преображения».5

В это время место Преображения Господня было уже обустроено католическими монахами. «Место Преображения прочно ограждено каменной стеной с железными воротами. Вначале здесь находилась епископия, ныне же католический монастырь. Перед этой стеной на верху горы красивая площадка с водой. Это чудное и дивное Божье устроение на такой высоте. На самом верху горы много воды, нивы, добрые сады, деревья плодовые. Видно с нее очень далеко.»6

 К XIX веку в долинах, окружающих гору, воцарился мир, и в конце века на горе были отстроены два монастыря: православный (на месте древнего храма IV века)7  и католический.

В настоящее время Преображенский монастырь на Фаворе принадлежит Иерусалимскому патриархату. Стены храма расписаны фресками по золотому фону. Храм трехпрестольный: центральный престол посвящен Преображению Господню, правый, в абсиде которого видна оставшаяся византийская мозаика,— пророкам Моисею и Илии, левый — великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому. В алтарных апсидах храма сохранились следы древних сооружений

 В монастыре гостеприимно принимают паломников.

В храме Преображения Господня находятся святыни горы Фавор: срез камня, на котором по преданию стоял Спаситель  во время Преображения,  и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». Она напечатана на обычной газетной бумаге и была обретена чудесным образом: однажды в Галилейском море выловили бутылку,  где и нашли это изображение, его  принесли в храм. И здесь от нее стали происходить чудесные исцеления верующих: теперь она почитаема православными, нуждающимися в исцелении. Люди приезжают из многих стран помолиться и приложиться к чудотворному образу, а потом – еще раз: поблагодарить и оставить подношение в знак полученного исцеления.



1 Равноапостольной Еленой.

2 Три кущи.

3 По некоторым данным, в XII веке.

4 Цит. по Святая Земля/ Августин (Никитин), 2011. С. 143

5 Цит. по Святая Земля/ Августин (Никитин), 2011. С. 158.

6 Цит. по Святая Земля/ Августин (Никитин), 2011. С. 173.

7 Возобновил православную монашескую традицию архимандрит Иринарх, ученик Паисия Величковского.

 

(108)

Комментарии закрыты.