Паломничество по святым местам Воронежа и Задонска

Святитель Митрофан (1623-1703), первый епископ Воронежский, в миру Михаил (в схиме Макарий), почитается не только на Воронежской земле. В январе нам довелось быть за литургией в селе Сидоровском Ивановской епархии, где трудами игумена Климента (Онучина) восстанавливается храм Рождества Иоанна Предтечи. В этом месте будущий архипастырь служил простым священником до 1663 года.

В 40 лет иерей овдовел и принял решение посвятить свою жизнь Богу. Он направился в Золотниковский Успенский монастырь (недалеко от Суздаля), где принял постриг в иночество с именем Митрофан (в честь Митрофана, Патриарха Цареградского), намереваясь провести остаток жизни в молитве и уединении. Он начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением, и дал обет окончить свою жизнь и быть погребенным в этом месте.

О строгой жизни инока вскоре стало известно в монашеской среде, и угодник Божий по просьбе монашествующих сначала был рукоположен в иерейский сан и вскоре по послушанию возведен в игумены  Яхромской обители. Затем он получил в руководство обширную Унженскую обитель в Костромской земле, где настоятельствовал почти семь лет. Монастырь нередко посещал царь Федор Алексеевич, особо почитавший настоятеля. А в 1682 году была образована новая Воронежская епархия, и именно царь Федор предложил назначить игумена Митрофана её епископом.

Устройство новой епархии задержало святителя в столице ещё на полгода. Это был тяжелый период. Умер царь Фёдор Алексеевич, состоялось венчание на царство юных царей Иоанна и Петра. Довелось новоназначенному епископу быть участником «прений о вере» (суда над раскольниками) и пережить стрелецкий бунт. Тем не менее он хлопотал об отведении участка земли в Воронеже под строительство соборной церкви,  об благоустройстве будущих храмов в новой эпархии.

Воронеж того времени считался сравнительно молодым городом, его население состояло из невольных поселенцев из разных сёл для охраны границ Русского царства от крымских татар. Сюда же устремились и беженцы из многих других мест, искавшие лучшей жизни, и жители Приднестровья, укрывавшиеся от притеснений поляков. Среди населения немало было раскольников, призывавших к отступлению от Православной веры. Эта пёстрая масса людей  нуждалась в самом необходимом и в большинстве своём вела порочную жизнь, не имея средств к существованию.

С момента прибытия в Воронеж жизнь епископа неразрывно связана с  укреплением веры Православной, просвещением паствы, научением её христианскому отношению к жизни. Он жил её нуждами, нёс свет Христов к пасомым, заботился о благолепии воздвигаемых храмов, устройстве монастырской жизни, обучении священства, призывал пастырей нести свет Евангелия, был непримирим к проявлению человеческих пороков, собственным примером щедро благотворил на «нужды нищеты». Сам же оставался невзыскателен и скромен в быту.

Спустя время Воронеж стал местом строительства русского флота. Царь Пётр Алексеевич ценил и уважал епископа Митрофана, в котором нашёл не только духовную опору. Святитель мудро заботился о необходимости усиления русской государственности и поддерживал начинания царя, оказывая ему немалую материальную поддержку.

В 1682 году завершилось строительство каменного кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, вокруг которого в 1834 году образовался монастырь, носящий имя устроителя – Митрофаньевский.

Святитель Митрофан возглавлял Воронежскую кафедру в течение 20 лет. Незадолго до упокоения он принял схиму и завещал пастве после смерти молиться о упоении его души и родителей. Жители Воронежа и окрестностей приходили к месту погребения святителя в Архангельском пределе кафедрального собора и совершали панихиды. Многие по молитвенному предстоянию угодника Божия получали чудесную помощь. Мощи святителя несколько раз переносили с одного места на другое в связи с необходимостью проведения строительных работ – и каждый раз подтверждалась их нетленность, что служило к дальнему укреплению веры воронежцев в святость почившего.

Прославление святителя Митрофана Воронежского состоялось в 1832 году.

(316)

Комментарии закрыты.