Высокое Паломничество 2012 года

Германия     ТРИР   — город в Германии, на реке Мозель, в земле Рейнланд-Пфальц. 102,2 тыс. жителей.

История города Трира — самого древнего города Германии — началась в XVI году до Рождества Христова. В те далекие времена его называли городом Августа (римского императора) в стране Треверов (местных жителей из кельтского племени) или «северным Римом». На одном из старинных домов Трира выбита надпись: «До Рима стоял Трир тысячу и триста лет» («Ante Romam Treveris stetit annis mille Trecentis»).

С тех времен в Трире уцелело несколько архитектурных памятников: императорские термы (бани), принадлежавшие к числу самых грандиозных сооружений такого рода в империи, античный амфитеатр на 25 тыс. зрителей, которые нам, к сожалению, увидеть не удалось.

Визитной карточкой города считаются легендарные Черные ворота (Porta Nigra), чьи некогда светлые камни потемнели от ветров и непогоды.

Во втором веке вокруг города была возведена стена, высота которой достигала 8 метров, толщина 4, длина 7 километров. В город попадали через ворота, которые имели также и стратегическое значение.

Это были ворота — ловушки, или двойные ворота. В случае нападения врагов первая часть ворот отворялась, нападавшие врывались внутрь, но оказывались не в городе, а внутри башни, с верхних ярусов которой на них сыпались стрелы, камни, лилась горящая смола. Одни из них, ворота посвященные богу войны – Марсу, (ныне именуемые Porta Nigra или черные ворота), сохранились до нашего времени и являются памятником архитектуры мирового значения, охраняемым Юнеско.

Согласно преданию, в 1028 году в городе поселился греческий отшельник по имени Симеон – Св. Симеон, Затворник Трирский.

Св. Симеон распорядился замуровать себя в северной башне Черных Ворот в Трире, где и умер 1 июня 1035 г. Еще в конце 1035 г. он был причислен к сонму святых Бенедиктом IX. В 1041 г. архиепископ Трирский Поппо принялся за перестройку Черных Ворот с могилой Симеона в двойную церковь, в которой 750 лет не прерывалась молитва. Об этих блаженных временах напоминают сохранившиеся в западной башне Ворот 10 больших барельефов с изображениями святых разных веков.

Мост через реку Мозель, построенный в 140 году, сохранился до настоящего времени и по сей день используется по назначению.

Этот мост — великий памятник строителям. Его опоры из монолитного бетона, облицованного камнем вулканического происхождения, выдержали даже заряды взрывчатки, заложенные французской армией, вторгшейся сюда в XVII веке.

История Трира неразделимо связанна с историей Христианской Церкви. В городе находится древнейшая в Германии епископская кафедра. По церковному преданию сам апостол Петр является небесным покровителем города.

В Трире находится единственный прекрасно сохранившийся со времен правления св. равноапостольного царя Константина его тронный зал – Базилика Константина Великого.

Неподалёку от Императорской базилики в окружении великолепных садов находится Дворец курфюрстов XVIII века, с розовым фасадом, украшенным позолоченными античными статуями. Сегодня здесь располагается правительство округа.

Осмотр базилики и дворца не входил в прогамму нашей поездки, поэтому в отчете размещены фото из интернета.

В конце третьего века римский отряд, численностью 6600 человек размещается в Трире и небольших крепостных городах вдоль Рейна для защиты северо-восточных границ империи от нападения германских племен. Предание рассказывает, что все воины во главе со своим военноначальником Маврикием были христиане. Во время самых жестоких гонений соправителя Диоклетиана Максимина легионеры бесстрашно исповедали веру во Христа. Казнь значительной части легиона в Трире, происходила на Марсовом поле, неподалеку от городской стены.

Крест на Марсовом поле

Казнь продолжалась в течении трех дней. Легионеров, как римских граждан, казнили через усекновение мечем. После этого тела казненных воинов бросали в Мозель. По преданию воды реки несколько дней были красными от крови мучеников.

Оставшиеся в живых после гонений христиане чудесно обрели вымытые рекой нетленные мощи мучеников.

Позднее, в период правления св. Константина Великого, на месте гибели мучеников была возведена небольшая церковь. Сейчас это церковь святого Павлина, где открыто почивают нетленные мощи Трирских мучеников.

This slideshow requires JavaScript.

Епископ Трира, святой Павлин, был продолжателем дела святого Афанасия. Вся жизнь его была посвящена миссионерской проповеди христианства среди варваров. Мученическую кончину он принял в малой Азии, откуда его мощи по его завещанию были привезены в Трир и похоронены в церкви особо чтимых им Трирских мучеников, где и почивают доныне.

Святитель Афанасий Великий прожил в Трире с 335 по 337 год, неустанно борясь с арианской ересью.

This slideshow requires JavaScript.

Аббатство Св. Матфия, Бенедиктинский монастырь.

This slideshow requires JavaScript.

Приходская и аббатская церковь святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря в Трире уже несколько столетий является местом паломничества христиан Западной Европы.

Церковь, датируемая в справочниках Х–ХII веками, освящена в 1148 году, а построена она на фундаменте древней римской церкви (313 г постройки), в крипте которой с середины III века находились захоронения первых трирских епископов Евхариуса и Валериуса.

                                  

В Бенедектинском монастыре святого апостола Матфия, находится великая христианская святыня: часть мощей святого апостола Матфия (одного из семидесяти).

Считается, что эти мощи доставлены в Трир из Святой Земли матерью Константина Великого – равноапостольной царицей Еленой.

Перед церковью сооружен памятный крест, — Крест паломников — у подножия которого есть указатели направления на Рим и Сантъяго – от мощей Aпостола Матфия паломники шли к мощам апостолов Петра и Павла и далее к мощам апостола Иакова.

Крест паломников

С историей Трира неразрывно связано и имя Святой равноапостольной царицы Елены. При раскопках в Святой земле было обретено множество реликвий, ставших бесценными христианскими святынями, многие из которых святая Елена привезла в Трир.

История Кафедрального собора Святого Петра города Трира – самого древнего на немецкой земле, (богослужения в нем не прерываются вот уже 1600 лет) – тоже связана с именем святой равноапостольной царицы Елены. Основанием для собора послужил ее дом, который она передала христианской общине Трира под церковь. В настоящее время великолепно украшенный собор Трира – хранилище величайших святынь. В алтаре храма хранится Св. Хитон, в крипте почивают мощи св. равноапостольной царицы Елены.

Святая Елена преставилась о Господе в 328 году. Историки считают, что вероятнее всего, это событие произошло в Трире. Позже мощи святой Елены были перенесены в Рим, а значительная их часть в восьмом веке оказалась во Франции, но честная глава святой Равноапостольной Елены, обрамленная в специальный ковчег в виде храма, почивает  в Трире по сей день.

Мощевик с главой Св. Царственной Елены в крипте Собора Св. Петра

Второй расцвет Трир переживает в XII веке. На месте старого собора римской постройки возводится новый кафедральный собор, который становится одним из эталонов романской архитектуры и занимает достойное место среди памятников Юнеско.

Кафедральный собор Святого Петра

В сокровищнице собора, открытой для посетителей, находятся часть цепи, которой по приданию был скован апостол Петр в Риме, а также частицы мощей святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, сандалия и гвоздь со креста, на котором был распят  Cв. Aп. Андрей Первозванный, частицы мощей св. праведных Иоакима и Анны.

Среди реликвий, привезенных в Трир царицей Еленой – Cвятой Хитон Спасителя. Это и есть Сердце древнего города – сокровище в прозрачном кристалле. Сокровище, дорогое сердцу каждого христианина. И если бы эта драгоценность была единственной трирской святыней, город можно было бы считать святым.

Справка о святыне:

Хитон Господа в привезен в Трир св. Равноапостольной царицей Еленой после ее паломничества на Святую землю и является нешвенным хитоном Господа – упомянутом в Евангелии.

Сейчас мы знаем о трех хитонах Господа, какой из них подлинный? Все они, безусловно, являются одеждой Господа.
Хитон на юге Франции– хитон Христа-мальчика. Размер его – размер одежды подростка.

В Грузии, сохраняется Риза Господня – одежда Господа, о которой бросали жребий и делили воины. Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части».

О Трирском нешвенном Хитоне Господа в евангелии от Иоанна сказано «…хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу (воины): не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины». Это святыня Страстей Господних. Поэтому к ней, как и к Туринской Плащанице, несколько раз в сто лет, совершается Высокое паломничество. Последний раз это событие было в 1996 году.

Святая Елена обретает в Иерусалиме Хитон Господа, который достался воинам у Креста Спасителя. Эту величайшую святыню, а также часть мощей святого апостола Матфея – одного из семидесяти и Гвоздь Животворящего креста Господня она направляет в Трир. Хитон Христа с ликованием встречают христиане города и с благоговением полагают его в основанный по распоряжению святого Константина храм во имя святого апостола Петра.

В V веке вся Западная Европа переживает нашествие варварских народов. Святыню надежно прячут: из-за опасности утраты, до XI века он хранился замурованным в стене Собора. В 1512 году в Трир совершает паломничество император Священной Римской империи Максимилиан. По его настойчивой просьбе святыню открывают и торжественно выставляют для всеобщего поклонения. Это событие становится известным всей Европе. Позднее, чтобы лучше сохранить святыню, ее обшивают, как  драгоценность, со всех сторон в виде тканого ковчега.

                               

В 1700 году хитон Спасителя помещен в драгоценный ковчег на возвышении в вертикальном положении и был доступен для обозрения и поклонения всем молящимся. В 1975 году сооружен новый ковчег, в котором (для большей сохранности) Св. Хитон располагается на плоскости. Он находится в трех, вложенных друг в друга ковчегах – стеклянном, серебряном и золотом. И сегодня, как и всегда, трирцы и паломники со всего света молятся у алтаря перед Святым Хитоном.

Известны чудеса, происходящие от святыни. Они записаны в отдельную летопись.

Так, под звуки органной музыки, предстал перед паломниками Хитон Господень в этом году:

       

2012 год – год юбилейный: 500 лет со дня первого всеобщего поклонения святыне.

Площадь вокруг собора своеобразно украшена: расставлены разноцветные палочки: их ровно 500; силуэт Хитона символически выложен свечами у подножия храма, размещены палатки с сувенирной продукцией, посвященной Высокому Паломничеству 2012 года и импровизированные сцены не оставались без выступающих.

This slideshow requires JavaScript.

В день приезда нашей группы паломников было мало, поэтому у каждого из нас была возможность достаточно много времени провести рядом со святыней, и даже повторно вернуться для поклонения.

Господи, буди милостив нам, грешным!

В заключение рассказа о втором дне паломничества хочется сказать еще несколько слов  о красивом и уютном городе Трире.

Одним из замечательных мест старого Трира является рыночная площадь. Башня святого Гонгольфа с часами и дома, каждый из которых неповторим по своему архитектурному стилю, образуют замечательный сказочный ландшафт.

В 958 г. в связи с получением городом права рыночной торговли в центре площади архиепископом Генрихом I был возведён самый древний в Германии крест.

Основанием креста служит древнеримская колонна.

This slideshow requires JavaScript.

На площади возвышается красивый фонтан, колонну которого венчает скульптура покровителя города —  Святого Петра. Скульптуры в нижней части фонтана изображают четыре добродетели. Фонтан сооружён в 1595 г.

Еще фотографии домов Трира:

This slideshow requires JavaScript.


Продолжение следует.

(147)

Комментарии закрыты.