Святая Земля

Святая Земля… Кто из нас не мечтает там побывать? Размечталась лет десять назад1 и я. Неожиданно появилась возможность, и я попросила у батюшки благословение на поездку. Батюшка будто бы не услышал меня. Подходила несколько раз —  результат тот же, и я успокоилась. Прошло несколько лет, и вот, как-то после исповеди, батюшка спрашивает, не хочу ли я поехать на Святую Землю. У меня моментально вырывается: «Хочу!». Хотя ни денег, ни отпуска у меня не было (но об этом я вспомнила позже). Выбрали с батюшкой самую оптимальную программу —  паломничество начиналось с Синая. Чудесным образом нашлись деньги, с отпуском тоже не возникло никаких проблем. И через месяц… Синай…

Вечером наша группа из восьми человек прибыла к подножию горы Моисея, она же гора Хорив. Здесь Бог дал Моисею Ветхозаветный Закон. На самой вершине находится храм, в котором на рассвете для паломников совершается Божественная Литургия, если, конечно, в группе есть священник. У нас священника не было, но была надежда на то, что встретим его в гостинице. И, действительно, встретили… Иеромонах и иеродиакон из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры почти с такой же малочисленной группой, как у нас собирались подниматься той же ночью.

В двенадцать часов ночи начался подъем на Святую Гору. Надо заметить, что еще в Москве нас предупредили о необходимости взять с собой фонарики для восхождения. Но оказалось, что фонарики не нужны. Огромная луна так ярко светила, что все вокруг светилось серебряным светом, и мы никак не могли представить, что может быть иначе. Четыре часа подъема, и вот —  самые трудные, крутые, последние метры: никакой дороги, ледяной ветер и храм на вершине. Кажется, совсем рядом, рукой подать, а попробуй найти руку длиной метров в сто…

Наконец, мы в храме. Он совсем маленький, освящен в честь Святой Троицы, построен в 1935 году, а сейчас закрыт на реставрацию. Вдоль стен стоят скамейки, на них мы буквально падаем. Глаза слипаются и никак не хотят раскрываться, несмотря на пробирающий до костей холод. Но духовенство, будто не было четырехчасового изнуряющего восхождения, готовится к Святой Литургии. Читают часы. «Благословенно Царство…!» —  возглашает священник, но глаза по-прежнему не раскрываются. Проходит какое-то время, прежде чем сон отступает. Причащаемся, Литургия заканчивается, и мы, наполненные счастьем, выходим из храма. Под храмом, чуть сбоку, находится крошечная пещерка, где сорок дней в молитве пребывал пророк Моисей. Солнце уже встало и заливает золотом просыпающиеся горы. Красота удивительная…

Напутствуя меня в дорогу, наш батюшка сказал, чтобы по возможности побывала в пещере, где от гнева царицы Иезавель после событий на горе Кармил скрывался какое-то время пророк Илия.

И встал он2, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне…(3 Цар. 19: 8-9). И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] (3 Цар. 19: 11-12).

Большинство наших паломников с гидом возвращаются обратно той же дорогой, а мы с монахами спускаемся вниз «тропой монахов». Она так называется потому, что строили ее монахи из монастыря Святой Екатерины, расположенного у подножия горы. Сейчас тропа сильно разрушена, местами вовсе исчезает. Идти трудно, но интересно и радостно. Скалы по обеим сторонам тропы опалены огнем.

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее (Исх. 19:16-19).

Подходим к пещере, сейчас —  это пещерный храм, и выясняется, что у нас нет ключей. Какая досада! Отец иеродиакон пытается как-то открыть замки, но ничего не получается. Молимся, и… о чудо! Открыли! Заходим внутрь —  полная темнота, вот тут-то фонарики и пригодились. В боковой стене небольшого храма обнаруживаем дверной проем —  там второй придел храма. Молимся, благодарим Бога и Илию Пророка за подарок. Таким же чудом закрываем храм и спускаемся к монастырю.

Православный мужской монастырь Святой Екатерины основан в 527 году. Под Престолом Преображенского храма находятся корни Неопалимой Купины. (Позже куст пересадили, и сейчас он растет чуть поодаль вне храма). Мы разуваемся и проходим к Святыне. Пол устлан красной мягкой тканью. Молимся, прикладываемся.

И явился ему3 Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3:2) … и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3, 4-6).

В монастыре находится чудотворный образ Спаса Синайского, написанный преподобным Петром в VI веке. Лик Спасителя очень схож с Ликом, отображенным на Святой Плащанице. (В нашем храме есть копия этой иконы, привезенная с Синая и освященная на чудотворном образе, она находится перед алтарем Никольского придела.) Из алтаря паломникам выносят ковчежец с частицей мощей Святой Екатерины, к которому можно приложиться. А дежурный монах дарит каждому серебряное колечко Святой Екатерины. В монастыре находится одна из богатейших библиотек, здесь собрано множество древних рукописей и книг. В музее — старинные иконы и подарки монастырю. Также на территории монастыря есть древнейший колодец, возле которого пророк Моисей встретил свою будущую жену Сепфору.

Пришло время расставания с Синаем, и мы направляемся к Земле Обетованной…