Новомученики земли Щелковской

ТРИНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО

Арест священника в храме во время богослужения. Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения. Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами, – таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах. Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Здесь может иметься ввиду “изъятие церковных ценностей”, которому посвящено отчасти также третье клеймо.

Церковь сама предложила отдать свои ценности на помощь голодающим, за исключением священных сосудов. Это было использовано как предлог для гонения и насильственного, намеренно кощунственного отнятия евхаристических сосудов. Композиция тесно связана с предыдущим изображением святой жены с детьми (они вместе помещены на поземе зеленого цвета), поскольку оба изображения посвящены жизни простого, обыкновенного прихода, на который обрушилось гонение.

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО

Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Саровская Успенская пустынь, особенно прославленная подвигами великого подвижника XIX века преподобного Серафима, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви. Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители. Композиция, в целом, сходна с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры (клеймо пятое).

ПЯТНАДЦАТОЕ КЛЕЙМО

Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 7 (20) ноября 1937 года. Священномученик Кирилл – виднейший деятель Церкви, высокообразованный богослов, мудрый и любящий пастырь.

На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви. Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру. Его величественный образ, литургические одежды красно-малинового цвета резко контрастируют с болотисто-зеленоватыми силуэтами палачей. Темный, сливающийся тройной профиль солдат, направляющих винтовки на святого, выражает бессильную ярость адских сил. Пейзажные горки, имея необходимую иконную стилистику, сохраняют общее сходство с известным по фотографии пейзажем местности, где святитель был предан смерти. Горки желтовато-розового цвета написаны в одной гамме со святителем, они создают образ обновленной природы, вместе со святым мучеником противостоящей мрачным олицетворениям зла, что рождает ощущение торжества и победы над адом и смертью, свидетельство вечности.

Композиция с убиением святителя Кирилла – последнее клеймо иконы. Это заключительный аккорд, достойно завершающий драматическую сюиту композиций, впервые в церковном искусстве целостно представляющих и прославляющих беспримерный в истории подвиг Русской Церкви в поистине смертельной борьбе с силами ада, не смогшими одолеть святых Божиих.

Собор Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царственными Мучениками

(690)

Комментарии закрыты.