Храм-мученик. История

В дошедших до нашего времени документах 1580-х годов упоминается «Димитровская церковная земля» близ деревни Аничково (впоследствии — село Анискино). Небольшое село Анискино на реке Клязьме в 1638 году принадлежало думскому дьяку Данилову, а в 1671 году было приписано к землям Потешного двора. В 1687 году сельцо значится в вотчине Алексея Ва­сильевича Плещеева. Его сын, Федор Алексеевич Плещеев, в 1722 году построил здесь деревянную церковь в честь Рождества Богородицы с приделом покровителя православных воинов великомученика Димитрия Солунского.

В 1738 году по прошению полковника Алексея Григорьевича Плещеева была выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма. Попечением семейства «онаго полковника» храм был построен, и в 1742 году был освящен левый придел святителя Алексия, митрополита Московского, а позднее — и остальные приделы: главный во имя Рождества Богородицы и правый — во имя святителя Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых на Руси святых. В 1808 году были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня. В 1835 году территория храма была обнесена оградой на каменных столбах с трехчастными воротами и часовней Иверской иконы Божией Матери.

На погосте до последних лет сохранялись надгробия разного времени, в том числе над могилами владельцев: Плещеевых и Четвериковых.

В середине XIX века село Анискино принадлежало помещикам Губину и Кареевой. Здесь были небольшие ткацкие фабрики купцов Кожевниковых и Кошелева. С конца XIX века до 1917 года владельцами села и благодетелями анискинского храма была семья Четвериковых — суконно-заводчиков и меценатов.

Старший брат Сергей Иванович основал в соседнем селении Городищи знаменитую суконную фабрику, продукция которой шла на экспорт даже в Англию.

Младший брат Дмитрий Иванович Четвериков — известный меценат — был владельцем сел Анискино, Кашинцево и Солнцево. Он и его жена Александра Алексеевна похоронены в ограде храма.

Семья Четвериковых имела родственные связи с семьей щелковских суконных фабрикантов по фамилии Кёнеман, из рода которых происходит наш настоятель протоиерей Сергий Казаков.

Благодать Божия долго не отходила от этого места.

Эта Церковь-невеста – место встреч и общенья                   
Наших бедных усталых и измученных душ
С нашим Господом Сущим от момента Крещенья
До последней дороги на Его Страшный Суд.

Вместе со всем православным народом духовенство и прихожане храма смело вступили в жуткую реальность XX века, в самом начале которого храм был отремонтирован и перестроен в духе времени.

В 1918 году начались гонения на Церковь. Мучениками становились храмы и люди.

Вновь Христа распинают
Новых римлян рукой.
Матери снова рыдают,
Молятся за упокой.
Страшная жажда власти —
Грабить и убивать.
Снова от злой напасти
Стонет Россия-Мать.

В 1922 году анискинский храм наряду с другими был разграблен. Из него было изъято 400 кг цветного металла. Это были серебряные и золотые украшения святынь, пожертвованные многими поколениями прихожан.

Первый удар гонений обрушился и на священнослужителей.

(1376)

Комментарии закрыты.