Дни празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова в православной классической гимназии «Ковчег»

19 ноября 2011 года  исполнилось 300 лет  со дня рождения М. В. Ломоносова, прославившего Россию на века. Уже современникам  было видно его величие.

4 (15) апреля 1765 года в траурные дни в академическом собрании прозвучали слова: «Не стало человека, имя которого составит эпоху в летописи человеческого разума, обширного и блестящего гения, обнимавшего и озарявшего вдруг многие отрасли».

Для нас, его потомков, М. В. Ломоносов – это первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского языка, педагог, переводчик, художник, историк, журналист, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. Он оставил след во всех отраслях знаний.

300-летний юбилей – прекрасная возможность ещё раз обратиться к творческому наследию гениального учёного, восхитится его талантом. Подготовка к Юбилею стала для учителей и воспитанников гимназии «Ковчег» главным творческим делом на первое полугодие. Планом УВР была предусмотрена большая подготовительная работа, предметные и методические недели, кульминационные мероприятия.

Обратились к школьным учебникам, но они дают скудную информацию об ученом, ее нужно было искать.  В книжных магазинах не было ни плакатов, ни портретов, ни альбомов, ни книг. СМИ молчали. Только в Интернете нашлись материалы, на которые можно было опереться. В начале октября очень кстати появились газеты «Благовестник» и «Православная школьная газета»    № 5 за май 2011 г., в которых достойно была представлена жизнь и деятельность юбиляра. Учителя и ученики погрузились в изучение источников.

В конце I четверти прошли классные часы «Отрочество гения» (5−7 классы), «Великий холмогорец» (8−10 классы). Сразу после осенних каникул на классных часах очень внимательно изучали Проект регламента академической гимназии 1758 года. Особенно заинтересовались тремя главами. Глава II О содержании гимназистов, гл. IV Об узаконениях для гимназистов, гл. VII О награждениях и наказаниях. Важно было знать, с чего начинались гимназии как учебные заведения, сравнить с нашими условиями.

Мы спланировали Ломоносовскую неделю, но каждый день появлялись новые идеи. Неделя плавно переросла в месячник. В конце октября мы приняли участие в мероприятиях вне стен гимназии.

Знаниями и впечатлениями от посещения Круглого стола, организованного 26.10.11. химическим факультетом МГУ им. Ломоносова, поделилась учительница химии Чернышова Галина Анатольевна.

27.10.11. старшеклассники гимназии принимали участие в Фестивале исторических знаний, посвященном 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Его проводил исторический факультет МГОГИ в Орехово-Зуево. Ученики 10 класса Максимов Михаил, Стаховский Василий, Елютина Анастасия представили доклад и электронную презентацию о годах учебы Ломоносова в России и за рубежом. К викторине и олимпиаде о наследии Ломоносова  и увековечении его памяти присоединилась ученица 9-го класса Очеретняя Мария. Наши ученики вернулись домой довольные, с сертификатами и грамотой.  Десятиклассник  Максимов Михаил занял второе место и получил персональную грамоту. Этот второй визит наших гимназистов для нас был очень важен.

17 ноября состоялась встреча с давними друзьями гимназии, учителями Черноголовской школы искусств Русиновой Еленой Степановной, Шараповой Надеждой Алексеевной. Прослушав лекцию, гимназисты убедились в том, что только в век просвещения, разума и мог появиться такой мыслитель, как Ломоносов. Они с интересом вместе с  лектором рассматривали, изучали парадный портрет Ломоносова, где он изображен в профессорском одеянии, в котором детально представлены все аксессуары одежды. Особенно поразила детей физическая сила Ломоносова. Он без особого напряжения легко завязывал в узел кочергу от камина.

Уже в конце сентября все гимназисты были вовлечены в деятельность. Ученики 5-го и 6-го классов писали рефераты, готовили проекты. Ученица 9-го класса Очеретняя Мария по заданию учителя географии подготовила карту, на которой были отмечены места, где проживал Ломоносов в разные периоды своей жизни. В гимназии появились 3 стенда с материалами о жизни и деятельности Ломоносова, его эпохе. Учителя музыки Вилкова Е. П. и Чередник О. Г. нашли записи салонной, камерной и церковной музыки. Образцы одежды,  моды восстанавливали учителя технологии Пинаева С.В. и Донецкова Л.В. Учитель истории, он же сотрудник архива, Курбатов О.А. предоставил во временное пользование одежду и военное снаряжение. Танцы с учащимися репетировала  Моисеева Г. Н. Особую трудность составила подготовка костюмов для главных лиц предстоящего мероприятия – Ломоносова и императрицы. Пришлось шить.

7 ноября в гимназии состоялись Ломоносовские чтения, посвященные 300-летнему юбилею. Они прошли под девизом, подтверждающим  мнение ученого: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность  и остроту его в науках и что Отечество наше может пользоваться собственными своими сынами не токмо в воинской храбрости, но и в рассуждении высоких знаний».

На чтениях было заслушано 10 докладов, посвященных разносторонней научной деятельности ученого. Вот только некоторые из них:

1.     Контуры исторической эпохи 18 века. Диалог М.В. Ломоносова с властью.

2. Научные и технические достижения России в 18 веке. Развитие русской культуры.

3.     Становление образования в России  в первой половине 18 в.

4.     Открытия Ломоносова в области гуманитарных и естественных наук.

5.     Ломоносов и православие.

6.     Педагогические идеи Ломоносова.

Особый интерес вызвал доклад А. С. Пугановой об отношении Ломоносова к православию. Некоторые считают его атеистом. Анна Сергеевна Пуганова, преподаватель Закона Божьего и древних языков, охарактеризовала Михаила Васильевича как человека верующего и даже защитника веры. В доказательство привела некоторые факты из биографии и высказывания Михаила Васильевича о вере. Ломоносов был ищущим человеком, пытающимся  разобраться во всем самостоятельно. Наука никак не «противоречит вере в Бога», а вера в Бога не «отрицает науку». Наука и религия  — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут.

Как глубоко верующий человек, Михаил Васильевич Ломоносов посвящает значительную часть своего  времени размышлениям о Боге, молитве к Нему. Неслучайно среди  его произведений есть философские оды-размышления: «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743г.) и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743 г.)

Рассудив о пользе книг церковных, славянских, он призывает с прилежанием их читать и говорит об «особливом почитании» славянского языка.

Этот язык знает высокие слова и учит не принимать «слов подлых», отвращает от «диких срамных слов нелепости, входящих к нам из чужих языков».

В письме к Шувалову (фавориту Елизаветы Петровны, своему покровителю), он отмечает, что Бог был ему защитник и никогда не оставлял без ответа его слезных молений. В другом письме Ломоносов выражает мысль, что Бог постоянно наблюдает за жизнью человека, и, если эта жизнь не соответствует тем дарованиям, которыми наделён человек, Он так или иначе его наказывает. «Я бы охотно молчал, − оправдывает Ломоносов свою борьбу с противниками просвещения, − да боюсь наказания от правосудия и всемогущего Промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже».

Ломоносов отмечает, что не все духовные истины доступны посредством естественного Откровения, но изложены в Священном Писании. Поэтому «Создатель и дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой — Свою волю. Первая −  видимый сей мир… Вторая книга −  Священное Писание».

Учебная декада с 08 по 18 декабря была целиком юбилейной. Началась она гимназическим сбором, на котором выступили ученики 9 класса с рассказом о жизненном пути, творческой деятельности ученого-энциклопедиста.

Ежедневно проводились открытые уроки:

·                   «Российский холмогорец», 6 класс, учитель Петрова В.А.;

·                   «Незнакомый 18 век», нетрадиционный урок истории, 10 класс,  учитель Ходаков И. М.;

·                   «Колесо истории», интегрированный урок внеклассного чтения,       8 класс, учитель Пинаева С.В.;

·                   «Науки юношей питают…», 8 класс презентация урока химии, учитель Чернышова Г. А.;

·                   «Ломоносов и Московский университет», устный журнал, 10 класс, учитель Безносова Л. Я.;

·                   литературный КВН по биографии и творчеству Ломоносова проведен в 9 классе.;

·                   игры «Заглянем в прошлое» и  «Союз прекрасных муз» прошли в  6 и 7 классах;

·                   беседы с учениками начальной школы провели девятиклассники;

·                   викторины состоялись в 5, 6, 9, 10 классах.

Кульминацией всех мероприятий стала Ломоносовская Ассамблея, в которой приняли участие ученики 6 – 10 классов.

Сценарий мероприятия составлен и воплощен в жизнь заместителем руководителя по УВР Моисеевой Галиной Николаевной. Ей помогали Пинаева Светлана Владимировна, Очеретний Валерий Викторович. А генератором идей были  духовник гимназии протоиерей Сергий Казаков, настоятель Богородицерождественского храма, и руководитель отделения НОУ ПКГ «Ковчег» с. Анискина Даниличева Галина Анатольевна.

На сцене  — эпоха 18 века, костюмированный светский бал или ассамблея. В пышных нарядах, париках, соответствующих эпохе, гимназисты. Светские дамы, невесты, кавалеры и, как положено, офицеры. Очеретняя Мария – хозяйка бала – само очарование. Элегантна, вежлива, тактична. Шлюхтин Илья – хозяин бала – талантлив, приветлив, обаятелен.

Один за другим сменяются бальные танцы: полонез, гавот, менуэт, контрданс, между ними – светские разговоры.

И вот появляется и проходит через весь зал Михаил Васильевич Ломоносов, которого все ждут. Гром аплодисментов! Кто же это? Да это Максимов Максим Максимович, прихожанин храма. Статью удался. Приняли. Держится достойно и свободно. Играет, как заправский артист. Текст знает, ни разу не ошибся. Говорит эмоционально, убедительно. Поверили!

Величественно, в окружении  свиты шествует императрица Елизавета Петровна. Да это же учитель английского языка Ференчук Олеся Ивановна! Сколько элегантности, блеска, достоинства в ее движениях и речах!

Продолжением Ассамблеи стали фрагменты из пьес Ж-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» и Д. И. Фонвизина «Недоросль».

В исполнении ролей раскрылись драматические таланты гимназистов Подорванова Дмитрия, Протченко Алексея, Черныша Дмитрия, Пинаева Ивана и др.

В Ассамблее принимали участие гости – гимназисты из г. Щелкова и       с. Душонова. Они приехали со своей программой. И стиль эпохи выдержали. И наряды соответствующие подготовили.

Общее настроение хорошее. Всем непривычно, но радостно. Шуршат наряды, девочки кто свободно, кто робко и ещё неумело справляются со своими широкими с обручами юбками. Галантные кавалеры то и дело приглашают на танцы. И в поклонах замирают сердца. Улыбки и блеск в глазах говорят об испытанной радости. Дети счастливы, как это бывает после хорошо выполненной работы. А слово «ассамблея» стало своим, понятным. Недаром же пятиклассники кричали с восторгом: «Идем на Ассамблею!»

Программа Ломоносовской Ассамблеи была показана в скором времени родителям, ученикам начальной школы.

На завершающем этапе нашей работы прошли по классам блиц-викторины.

Самые активные участники мероприятий, победители викторины отмечены призами, подарками, грамотами. Двадцать девочек награждены духовником гимназии протоиереем Сергием Казаковым поездкой на Открытый районный фестиваль исторического танца и бальной культуры «Рождественский бал».

Четыре месяца, проведенные с именем М.В. Ломоносова, не прошли бесследно. Они обогатили учителей и учащихся новыми знаниями о прошлом и о науках, наиболее эффективными видами деятельности, положительными эмоциями. Дети поняли, что не все так плохо в нашей истории.

У Н. А. Некрасова  есть трогательное стихотворение «Школьник», где барин, посадив к себе в повозку встречного мальчика, который босым бредет в город на учебу, говорит ему:

…сам узнаешь в школе, ? 
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.

Сколько таких мальчишек и девочек пришли к знаниям с именем М. В. Ломоносова!

Наши воспитанники очень много узнали об архангельском самородке. На примере взросления, возмужания отрока Ломоносова гимназисты учились усердию, упорству, удивительной целеустремленности, решимости в преодолении трудностей, осознанному выбору жизненного пути.

В студенческие годы им будут помощниками его жажда знаний, одержимость деятельностью, страсть к изучению иностранных языков, готовность терпеть любые невзгоды ради великой цели.

Нельзя оставаться безучастными к высказываниям М. В. Ломоносова о русском языке.

«Языка нашего небесна красота» отлита им в известную каждому русскому человеку фразу: «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским − с друзьями, немецким −с неприятелем и италиянским − с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.»

До сих пор справедливо звучит замечание Михаила Васильевича о том, что «косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Жизнь Михаила Ломоносова была скорбной и многотрудной, и, как христианин, он выразил слово отношение к обстоятельствам жизни вообще: «Ежели бы небо  благоволило, чтобы человек препро­вождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать. Жизнь для него — смесь добра и зла в мире нравственном, бед в мире физическом. И если человек доверится лишь своим силам неизбежно впадёт в отчаяние о своей судьбе. Но Бог −  всё на пользу нашу строит».

Ломоносов умер в зените научной славы. Ему исполнилось 53 года. Он мог еще много сделать. Но то, что ему было отпущено, он использовал в полной мере. За 24 года научной деятельности он сумел объять все науки и сказать в каждой из них свое слово, сделать свое открытие, продвинуть развитие вперед.

Ломоносов был великим патриотом России и христианином. Его жизнь – убедительный пример того, что человек, уповающий на Господа, добьется всего.

Я уверена, что и пришёл он в наш мир для того, чтобы напомнить всем, как  силён, красив, умён, талантлив русский народ!

Пономарёва Ольга Ефимовна,
заместитель руководителя
НОУ ПКГ «Ковчег» по УВР
Московская область, Щёлковский район,
 с. Анискино     

Фото с Ассамблеи в разделе Фотогалерея: //aniskino-hram.prihod.ru/gallery/view/id/2888#gallerytop

 

 

(55)

Комментарии закрыты.